Задать вопрос священнику

История храма

История посёлка Радица-Крыловка

Давным-давно с берегов Волги из города Самары были высланы активные участники крестьянского бунта. Бунтарям предстоял далекий путь в необжитые болотистые леса. На место поселения они прибыли в христианский праздник – Радуницу, и стали бунтари место нового своего жилья именовать Самара-радуница, т.е. прибывшие из Самары в Радуницу. В. Даль поясняет, что Радунец, Радуница, Радовница — родительский день поминовения усопших, празднующийся на девятый день после Светлого Воскресения. Со временем произношение немного упростилось и за посёлком закрепилось название Самара-Радица.

В 1708 году Петр I подарил земли по рекам Болве и Радице начальнику артиллерии Брюсу. В 1741 году эти земли приобрел заводчик А. Гончаров. Через несколько лет коллежский асессор Гончаров, имевший Малоярославскую фаб­рику в Подмосковье, Песочинский железоделательный и полотняный заводы в Калужской губернии, построил на реке Болве Любохонский чугунолитейный завод, а на Радице — Радицкий железоделательный. В 1869 году этот завод купил известный промышленник С. И. Мальцов и расширил его, перепрофилировав для нужд железной дороги - построил рельсоп­рокатный цех и начал выпускать рельсы, а позднее — железнодорожные ваго­ны, платформы и другую продукцию (отсюда второе название этого же села — «Радица-Паровозная»).

«Мальцовы — заводчики и землевладельцы в России ХУШ-начала XX вв. Выходцы из купцов. С 1724 года дворяне. Родоначальник — Василий Иванович, с 1724 года владелец стекольного завода. В XVIII веке имели полотняные и металлургические мануфактуры. Сергей Иванович (1801-1893) создал ... круп­ный машиностроительный комплекс, где были построены первые в России па­ровозы и пароходы», — сообщается в Советском энциклопедическом словаре.

А вот какую характеристику дает так называемому Мальцовскому промышленному району Немирович-Данченко: «В трех уездах: Брянском, Жиздринском и Рославльском, принадлежащих трем губерниям: Орловской, Калужской и Смоленской, раскинулась в одной общей меже громадное и в высшей степени оригинальное фабрично-заводское царство...

Тут работают более ста заводов и фабрик... Отсюда добрая часть нашего Отечества снабжается стеклом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами...»

В 1877 году С.И. Мальцов сооружает 70-километровую узкую железнодорожную линию от Брянска до Людинова. Дорога строилась ускоренно и удешевленно. Начиналась она от Риго-Орловской железной дороги у Радицкого завода и проходила до вокзала Брянск I. Не только ограниченностью средств объясняется выбор железной дороги - 914 мм (3 фута); но и меньшими объемами земляных работ при строительстве, возможностью легко вписать железную дорогу в тесные дворы старых заводов, а большинство заводов округа вступили к этому времени во второе столетие своей истории, и при этом возможностью постройки мощных паровозов и вагонов большей грузоподъемности. Кстати, крытые вагоны Мальцовской железной дороги, практически не уступали по грузоподъемности вагонам железных дорог нормальной колеи. В то же время небольшие вагонетки, применявшиеся на рудниках и внутри заводов, вполне могли перемещаться лошадьми, что широко практиковалось на участках дороги до середины XX века.
Первый участок Мальцовской узкоколейной железной дороги был построен в рекордно короткий срок: в мае 1877 года строительство начато и в ноябре от Радицы до Людинова пошли поезда.

Узкоколейная железная дорога сразу получила в народе название Мальцовской.

В «Записках Московского отделения Российского технического общества» в 1886 году отмечалось: «В истории русского железнодорожного дела... известны только два примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Мальцовская. Та и другая обошлась почти в одинаковую сумму, около 2 млн. рублей, но какая разница в средствах владельцев! Кроме того, Петергофская дорога не представляет из себя ничего любопытного. Мальцовская же напротив: ее тип вполне соответствует тому, что нужно России и что возможно осуществить по ее топографическим и экономическим условиям в ближайшем будущем. Это прекрасный образец для нас, если мы только искренне желаем извлечь страну из бедствий бездорожья».

Возле Радицкого завода возник ряд поселков, в том числе и Мальцовский, переросший в слободу. В ней проживало около трех тысяч человек.

На станции Мальцовская находился вокзал, напоминавший крестьянскую избу. Это был одноэтажный дом с соломенной крышей, большими окнами и дверью под навесом. В зале ожиданий висел портрет императора, размещалось несколько скамей, был буфет, где ожидающие могли выпить чаю из самовара.

О Радицко-Мальцовском предприятии, о Мальцовской слободе, о Мальцовской узкоколейке и о самом С. И. Мальцове, предприимчивом и деловом чело­веке, напоминает нам сегодня название платформы Мальцовская.

В последней четверти XIX века рядом с Радицей возникает посёлок Карачи́ж-Кры́ловский (первоначальное название — «Карачи́жско-Кры́ловские выселки»). Это название обусловлено тем, что посёлок был построен в лесной даче, принадлежавшей обществу крестьян пригородных брянских деревень Карачиж и Кры́ловка.

До 1928 года посёлок Карачиж-Крыловский и село Радица-Чугунная (Радица-Паровозная, в 1920-30-х гг. — Самара-Радица) существовали как самостоятельные населённые пункты.

В «Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии» есть строки: «Село Радица Паровозная расположено при слиянии реки Десны с ее притоком р. Болвой... Через село проходит Риго-Орловская железная доро­га. Название села происходит от реки Радицы, притока р. Болвы. В отличие от села Радицы Стеклянной называется Радицей Паровозной, а также Радицею Чугунной. Названия эти происходят от производства Брянского завода и ныне не существующего чугунного завода в самом селе. Село еще носит название Радица-Самара. Около ста лет тому назад нынешнее село Радица представляло из себя небольшую деревушку крепостных помещика Гончарова. Когда владения последнего перешли к Мальцову, то с открытием в этой местности заводской промышленности и поселение Радица расширилось переселением крестьян из других владений Мальцева. И вновь образовались поселки: Крыловка и но­вая слобода Радица...»

С 1928 по 1931 год оба указанные поселения входили в состав рабочего поселка Урицкий (существовал до 1950, когда был присоединен к Володарскому району города Брянска). В 1931 году выведены из состава Урицкого и присоединены к городу Бежице, где в конце 1930-х гг. был образован самостоятельный Радица-Крыловский городской район.

В 1940 выделены из состава города Орджоникидзеграда (Бежицы) в самостоятельный населённый пункт — рабочий посёлок Радица-Крыловка, существующий и поныне.

В годы Великой Отечественной войны здесь шли жаркие бои. Немцы не хотели сдавать свои позиции. Они предприняли несколько контратак, которые ус­пеха не имели. Поселок лежал в развалинах, пепелищах. Специальная команда с приближением советских воинов поджигала дома.

В первых числах октября 1941 года члены отряда А.И. Виноградова собрались у Первомайского моста, чтобы принять участие в обороне родного города. Вечером на городищенской горке показались вражеские танки. Рота А. Обыденникова, находившаяся в засаде, забросала головной танк противотанковыми гранатами и подорвала его. А поздним вечером партизаны совместно с подъехавшими армейскими сапёрами взорвали мост и подожгли временную запасную переправу через Десну. На рассвете 8 октября оставили город, перешли вброд реку Болву и ушли в район Белой Кручи Карачиж-Крыловского леса. 11 октября 1941 года, немецкая войсковая часть случайно обнаружила землянки крылово-радицкого отряда и попытались их окружить. Партизаны, отстреливаясь, успели скрыться. Но база была раскрыта. Отряд А.С. Горбачева устроил засаду. И когда к этому месту подъехали гитлеровцы, в них полетели партизанские гранаты, раздались пулеметные очереди и выстрелы винтовок. Партизанами были убиты немецкий командир полка и несколько штабных офицеров. 16 октября на партизан обрушился новый удар. Двенадцать человек оказались окруженными в землянке. На требования гитлеровцев сдаться в плен, отбивались до последнего патрона. Фашисты подожгли землянку, и патриоты Г.Р. Климов, В.А. Басова, Е.П. Белугина, Д. Богатырев, В.А. Борисов, В.Н. волков, Е.Н. Готальская, Г.З. Макаренков, Н. З. свиридов, Н.С. симонов, В.В. Чебриков, Г.К. Чернов сгорели заживо. 5 ноября на партизанский лагерь двинулись картели. Одна их часть направилась со стороны Орджоникидзеграда, форсировала Болву, другая часть – со стороны Брянска, третья – со стороны Радицы-крыловки. Но расчёт гитлеровцев - захватить партизан врасплох и уничтожить – провалился. Виноградовцы заняли у землянок круговую оборону и стойко отражали атаку за атакой.

В 1967 году на Белой Круче появилась братская могила павших партизан. 12 сентября Радицу-Крыловку освободили наши части. Многие воины-освободители остались лежать в здешней земле. В год 50-летия Победы в поселке открыли памятник воинам и жителям Радицы-Крыловки, погибшим в годы войны. Над созданием этого памятника работала группа художников-монумента­листов Брянского машиностроительного завода. Авторы памятника — скульп­тор Мирошенков и архитектор Кулагин.

Перед зданием школы воздвигнут обелиск из черного гранита. На нем выбиты имена двух Героев Советского Союза — уроженцев поселка. В.Т. Чванов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. На бомбардировщи­ке-торпедоносце Виктор Тимофеевич наносил удары по морскому транспорту на Балтике, защищал героический блокадный Ленинград. Капитан — штурман эскадрильи не дожил до Победы.

Взлетел в небо из родной Радицы-Крыловки и отважный летчик-истреби­тель В.Г. Щеголев.

Сегодня население поселка насчитывает более 3, 5 тыс. жителей. Общими усилиями активно ведется строительство нового храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Прежняя однопрестольная Сергиевская церковь, построенная в 1882, была закрыта после революции в 1929 году, обращена в школу, затем в кинотеатр, впоследствии разрушена.

Поселок Радица-Крыловка, являясь частью города Брянска, совмещает в себе красоту и экологичность сельской жизни с самой непосредственной близостью к городу и его инфраструктуре, что делает Радицу достаточно популярным объектом для строительства новых домов и дальнейшего заселения.